Смолоногина Нина Валерьевна, воспитатель
Паспорт проекта «Чудо-пластилин»Проект по пластилинографии «Чудо – пластилин!» в старшей группе Актуальность Все педагоги, специалисты в области раннего развития, говорят о том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Чудо – пластилин!”- основной идей которой является рисования картин – пластилином. Деятельность детей с пластилином позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Такое построение занятий проекта «Чудо – пластилин!» способствует более успешному освоению образовательной программы. Проблема Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов. Вместе с тем, занятия (в частности по изобразительной деятельности, проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества. Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Цель и задачи проекта Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи: - Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. - Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). - Учить работать на заданном пространстве. - Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию. - Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета. - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. - Развивать изобразительную деятельность детей. - Развивать интерес к процессу и результатам работы. - Развивать интерес к коллективной работе. Этапы реализации проекта 1. Подготовительный - Развивать прием надавливания. - Развивать прием вдавливания. - Развивать прием размазывания пластилина подушечкой пальца. - Развивать правильную постановку пальца. -Развивать прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. -Формировать умение работать на ограниченном пространстве. 2. Основной - Формировать умение не выходить за контур рисунка - Формировать умение пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. - Использовать несколько цветов пластилина - Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.) - Формировать умение пользоваться специальной стекой-печаткой. - Формировать умение доводить дело до конца - Формировать умение аккуратно, выполнять свои работы - Формировать действовать по образцу воспитателя - Формировать умение действовать по словесному указанию воспитателя 3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи. - Самостоятельно выбирать рисунок для работы. - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности. Методы и приёмы реализации проекта Методы: Наглядные - наблюдение, показ, образец; Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение; Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный). Приёмы рисования пластилином: - рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»; - рисование мазками; - заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками; - процарапывание по пластилину; - вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например, бусинками, крупами, различными семечками, кружевами. Ожидаемые результаты. Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. Обогащение словаря. В процессе выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине. Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук. 1. ООД «Осеннее дерево» 2. Консультация для родителей «Пластилинография в детском саду. Виды пластилинографии» 3. ООД «Ёлочная игрушка» 4. ООД «Мешок сапог» 5 Консультация для родителей «Значение лепки для развития моторики рук ребенка» Итоговое мероприятие: Выставка детских работ Круглый стол. Обсуждение результатов проекта «Чудо- пластилин!». 10 января 2021 в 22:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.