Смолоногина Нина Валерьевна, воспитатель

Технология проектной деятельности

 Цель: Формирование у дошкольников способности устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность.

Описание порядка использования (алгоритм применения)  технологии в практической профессиональной деятельности

Данная технология осуществляется через интеграцию всех образовательных областей. Тематика проектов обусловлена выявленными в ходе работы интересами и проблемами, а также спецификой учреждения.

Этапы применения технологии:

1 этап: Анализ, синтез и обобщение использования психолого-педагогической и методической литературы. Проведение мониторинга.

2 этап: Составление перспективного планирования познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Создание в группе уголка по исследовательской деятельности. Создание условий для детского экспериментирования. Взаимодействие с родителями, специалистами ДОО.

Проведение циклов познавательных бесед. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

3 этап: Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов. Проведение диагностики.

Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире.

Теоретические основы проектной деятельности

Зарождение метода проектов произошло во второй половине XIX века на базе концепций «прагматической педагогики». Он возник как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.

Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», то есть такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно в этом знании. Поэтому очень важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям? Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти? В чем заключается при этом роль педагога?

Дж. Дьюи разработал метод проектов — новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из трех этапов:

1 этап - педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников;

2 этап - педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, в результате разрабатывается план работы, а затем проект как последовательность действий;

3 этап - реализация проекта детьми при необходимой помощи педагога в соответствии с намеченным планом.

Положительные моменты технологии метода проектов

Увлеченность детей «деланием» помогает решать вопросы дисциплины. Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса. Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны. Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия. Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели. Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Дж. Дьюи выделяет два важных условия для достижений эффективности метода проектов:

  1. Структурированность опыта, т. е. содержание образования дошкольника должно «строиться вокруг человека». Поэтому темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка от домашней жизни — к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития).
  2. Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т. к. оно является источником возникновения идеи проектов.

Однако в работах Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стало преградой для широкого внедрения метода проектов в практику.

Идеи Дж. Дьюи реализовывались в 1884-1916 гг. его учеником, автором получившей широкую известность работы «Метод проектов», американским педагогом У.X. Килпатриком. . Он развивал идею обучения через организацию «целевых актов» (проектов) и отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего.

У.Х. Килпатрик считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Он выделил 4 вида проектов:

созидательный (производительный); потребительский (изготовление предметов); проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения); проект-упражнение.

Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г, Кагарова, М.В. Крупениной.

Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века, в период становления советской школы они получили политическую окраску. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-либо практической задачи. Тогда возникали такие проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» (в рамках которого изучались соответствующие разделы биологии, химии, физики); «Уничтожим кулачество как класс!» (в истории, географии, философии выискивались и находились соответствующие аргументы в пользу «защиты» данного проекта).

Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Станислав Теофилович Шацкий выделяет следующие основные компоненты метода проектов:

1) реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом;

2) организационный опыт (организованные занятия для учащихся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка);

3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);

4) упражнения, дающие для ребенка навыки.

М. В. Крупенина разделяла проект на такие этапы:

1 этап - постановка задачи;

2 этап - разработка самого проекта принятого задания;

3 этап - организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;

4 этап - непосредственная трудовая деятельность;

5 этап - учет проделанной работы.

Метод проектов, по мнению М.В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующие педагогические принципы:

деятельностный подход; взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой; сотрудничество детей и взрослых; актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; самодеятельность.

Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:

по составу участников:

коллективные; индивидуальные;

по целевой установке:

игровые; общественно-полезные; производственные;

по срокам реализации:

большие; малые.

Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения). Принято считать, что мотивация учеников при использовании метода проектов была высокой, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа была не в состоянии обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний. Поэтому в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден.

В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, однако он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения и навыки.

Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знании и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности детей.

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, т. к. он открывает новые возможности для коммуникации.

Термины и определения

Что такое «проект», «метод проектов», «проблема»,

«педагогическое проектирование», «образовательный проект»

 Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

В настоящее время термин «проект» часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов, а в узком – «планирование от цели принципиально новой для организации деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам».

За рамками управленческой терминологии понятие «проект» так же часто связывается с понятием «проблема». Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве. Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

«Метод» является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Слово «метод» (греч. methodos): meta - вне, за пределами и hodos - путь. Потому метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата. В основу метода проектов положена идея, составляющая понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных образовательных областей.

Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Более общее понимание проблемы – «осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в той или иной ситуации, средствами наличного знания или - в данном случае можно сузить до противоречия между субъективной «нуждой» и условиями внешней среды, не позволяющими ее удовлетворить».

Ситуация может приобрести проблемный характер, если:

имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;требуется установить сходства и различия;важно установить причинно-следственные связи;необходимо обосновать выбор;требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями;стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

Результаты выполненных проектов, которые получают дети, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых интегративных качеств, который демонстрирует ребенок в ходе проектной деятельности.

Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является воспитанник) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающихся созданием продукта.

Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.

На сегодняшний день существует два определения проекта:

проект как нормативная модель некоторой системы;проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.

Метод проектов не следует путать с педагогическим проектированием. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом «педагогизации», включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Е.С. Полат определяет образовательный проект как способ решения поставленной дидактической цели после возникновения проблемы, через детальную разработку (технологию) для получения практически значимого для ребенка результата, который можно увидеть, осмыслить и представить (презентовать) тем или иным образом. В ходе работы у детей формируются знания, умения, навыки, необходимые в дальнейшей реальной, практической деятельности.

Последовательность разработки и проведения проекта


  1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.
  2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу).
  3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей).
  4. Обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт (форум)).
  5. Обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада: музыкальному руководителю, руководителю физкультуры и др. (творческий поиск).
  6. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр).
  7. Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов), вывесить ее на видном месте.
  8. Собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми).
  9. Провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии — все мероприятия основной части проекта.
  10. Предложить домашние задания родителям и детям (при желании семьи).
  11. Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров.
  12. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН); составить книгу, альбом, коллекцию и т. п.
  13. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
  14. Составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом).

Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.







Типологические признаки проектов

По признаку доминирующей деятельности проекты делят на:

1. Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования

2. Творческие

Этот проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

3. Ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая

4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы

5. Практико-ориентированные (прикладные)

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования — по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера; программа действий и рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.).

Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результата проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта


13 января 2021 в 22:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.